Изменения в налоговом законодательстве в части досудебного урегулирования налоговых споров вступивших в силу и вступающих с 01.01.14г. в соответствии с Федеральными законами от 02.07.2013 № 153-ФЗ, от 23.07.2013г. №248-ФЗ

Бухгалтерские, налоговые, трудовые новости
С 24.08.13г. согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт проверки в течение одного месяца со дня его получения.

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при выявлении правонарушений составляется акт. В нем, в частности, указываются факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства (п. 2 ст. 101.4 НК РФ). С 24.08.13г. если налогоплательщик не согласен с данными фактами, он вправе в течение одного месяца со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

В п.2 ст.101 НК РФ установлен срок для ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. После 24.08.13 налоговый орган будет обязан не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки ознакомить налогоплательщика с указанными материалами, если им будет подано соответствующее заявление.

С 03.08.2013 действует новый порядок подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с которым жалоба подается в налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, а не сразу в вышестоящий налоговый орган.

В жалобе излагаются основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, приводятся требования и указываются:

  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу,
  2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц,
  3. наименование налогового органа.

В жалобе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, рассмотрение жалобы и принятие по ней решения производит вышестоящий налоговый орган.

С 01.01.2014г. согласно п.2 ст.138 НК РФ все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Кодексом. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.