Налоговое планирование

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

  • оптимизация налоговых платежей;

  • сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование. 

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

  • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

  • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

  • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

  • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

  • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

  • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

  • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

  • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

  • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

  • выявление налоговых рисков;

  • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки  налоговой схемы;

  • выбор  основных инструментов для осуществления налогового планирования;

  • разработка налоговой схемы;

  • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых  рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;

  • риски увеличения сумм налогов;

  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  • принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

  • принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

  • принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки  налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

  • выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

  • анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор  основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • "налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить  выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом. 

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением  налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику. 

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.