6 важных вопросов о проактивных выплатах

13.01.2022 09:25

С 1 января 2022 года механизм назначения пособий носит проактивный (беззаявительный) характер. Что делать, если больничный лист сотруднику уже открыт, но он продолжает работать в удаленном режиме и получать зарплату за этот период? Как быть в 2022 году с бумажным больничным и с первыми тремя днями, которые оплачивает работодатель? Отвечаем на эти и другие горячие вопросы о проактивных выплатах.

Как ФСС будет уведомлять работодателя о том, что его сотруднику открыт больничный лист? Чем можно подтвердить выплату пособия сотруднику? Изменится ли порядок оплаты первых трех дней — тех, которые оплачивает работодатель?

До 1 января 2022 года порядок выплаты пособий имел заявительный характер: о том, что сотрудник оформил больничный лист, работодатель узнавал, получив номер этого листка. С нового года схема взаимодействия построена иначе. Теперь медицинская организация открывает и подписывает электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН), который затем направляется в ФСС.

В течение одного дня ФСС уведомляет как работодателя или работодателей (в случае совмещения) через систему электронного документооборота (СЭДО), так и сотрудника — через Госуслуги или личный кабинет застрахованного лица. Аналогичной будет процедура уведомления при закрытии ЭЛН и выплате пособия. То есть и страхователь, и застрахованное лицо будут проинформированы обо всех стадиях процедуры оформления и выплаты пособия — от открытия ЭЛН до поступления денег на карту. Механизм оплаты первых трех дней — за счет работодателя — остается неизменным (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

ФСС уведомил работодателя об открытии электронного больничного, но сотрудник работает удаленно, поэтому работодатель решил не проводить ЭЛН. Как ФСС отнесется к такой ситуации?

ФСС не вправе обязать работодателя и сотрудника провести больничный лист, это решение работодатель принимает сам. Если сотрудник работал, то есть был трудоспособным, то в данной ситуации утраты заработка нет, компенсировать сотруднику нечего (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В ответе на запрос от ФСС работодатель указывает признак и причину, по которой сотрудник отказывается от пособия. Такой больничный остается неоплаченным, никаких санкций за это не предусмотрено.

Как быть, если сотрудник в 2022 году принесет бумажный больничный?

С 1 января 2022 года больничные выдаются только в электронном виде (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ). Если сотрудник представит работодателю бумажный больничный за 2021 год, работодатель должен будет его принять, потому что срок предъявления больничного листа работодателю — шесть месяцев с даты окончания периода нетрудоспособности (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В случаях когда нетрудоспособность наступила в 2021 году, а закончится в 2022 году и работнику выдан бумажный листок нетрудоспособности, менять его на электронный не нужно. Если же в 2022 году больничный не закрыт, а продолжен, то листок продолжения будет оформлен в электронном виде. Работодателю необходимо отправить по бумажному больничному реестр, и ФСС оплатит данный больничный.

Если в ЭЛН обнаружена ошибка, как ее исправить в 2022 году?

Согласно Приказу Минздрава РФ от 23.11.2021 № 1089н, чтобы исправить ошибку в неправильно оформленном листке нетрудоспособности, нужно аннулировать ошибочный документ и оформить новый.

При обнаружении ошибок работодатель направляет уведомление в ФСС. Фонд в течение пяти дней со дня закрытия больничного передает информацию в медицинскую организацию. Она, в свою очередь, аннулирует ЭЛН и оформляет новый в течение пяти дней с момента получения уведомления (Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010). Если ошибка была выявлена на стадии формирования запроса с предзаполненными сведениями в адрес работодателя, ФСС также передает информацию в медорганизацию и уведомляет об этом работодателя и застрахованное лицо.

Сотрудник отработал смену, а затем ушел на больничный. Больничный будет с сегодняшнего дня, но сотрудник уже отработал смену, и ему нужно оплатить этот день как рабочий. Можно ли изменить даты ЭЛН?

При оформлении реестра сведений работодатель может добавить исключаемые периоды. То есть пособие будет рассчитано по данным страхователя.

Будет ли ФСС в предзаполненных сведениях по ЭЛН указывать стаж работы, данные о зарплате? Если данные, направленные ФСС, не совпадают с данными работодателя, на основе каких сведений будет рассчитываться пособие?

Предзаполненные сведения будут содержать всю полученную от ПФР информацию. Достоверными для расчета пособия будут считаться данные, предоставленные страхователем и заверенные его электронной подписью. Это касается и стажа, и сведений о заработке.

ФСС будет проверять страхователей и привлекать к ответственности за недостоверность или неполноту сведений, необходимых фонду для назначения и выплаты пособий. 

Тамара Гельрот,

 эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

 

Статья подготовлена по материалам Контур.Конференции: доклад Вячеслава Толкачёва, руководителя департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС РФ