С 2013 г. изменится порядок применения специальных налоговых режимов

22.11.2012 16:38
Бухгалтерские, налоговые, трудовые новости

1. Патентная система налогообложения

1.1. Общие положения

С 1 января 2013 г. порядок осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями с применением патента будет регулироваться новой гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ, которая заменит действующую сейчас ст. 346.25.1 НК РФ. По сути, вместо стоимости патента при УСНбудет уплачиваться единый налог при патентной системе налогообложения

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему налогообложения, определен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при этом субъектам РФ предоставлено право вводить эту систему также в отношении иных бытовых услуг, не указанных в Налоговом кодексе РФ. В частности, патент можно будет получить на такие новые виды деятельности, как розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров или через объекты нестационарной торговой сети. Отметим, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, но он, за незначительными расхождениями, совпадает с понятиями, применяемыми для целей ЕНВД.

Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий календарный год.

Как и при применении УСН на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физлиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но по-прежнему придется уплатить НДС при ввозе товаров, а также в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д. (п. п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие патентную систему (так же, как и плательщики ЕНВД), вправе не использовать ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств (например, товарный чек или квитанция). Такое дополнение внесено п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

1.2. Ограничения на применение патентной системы

В настоящее время нельзя получить патент в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Вводимые новшества этого правила не отменяют (п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

Сейчас при применении УСН на основе патента используется показатель "среднесписочная численность", который не может быть больше чем пять человек за налоговый период. Со следующего года вводится другой показатель - "средняя численность" наемных работников. Его максимальное значение - 15 человек. Напомним, что показатель "средняя численность" включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам (п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстатаот 24.10.2011 N 435). Однако следует обратить внимание, что сейчас это ограничение относится только к деятельности, облагаемой в рамках УСН на основе патента. По новым же правилам предприниматель может привлекать не более 15 человек в целом по всем видам деятельности (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Остается прежним ограничение, касающееся объема выручки, - не более 60 млн руб. в течение календарного года. При расчете данного показателя необходимо суммировать доходы, полученные от деятельности в рамках применения как патентной, так и упрощенной системы налогообложения (подп. 1, абз. 5 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Если ограничения по численности работников или по объему выручки нарушены либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик утрачивает право на применение данного спецрежима с начала налогового периода, то есть с даты выдачи патента. В этом случае ему следует уплатить налоги по общей системе как вновь зарегистрированному предпринимателю. При этом он может уменьшить НДФЛ за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога. О прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель должен сообщить в инспекцию с течение 10 календарных дней (п. п. 6 - 8 ст. 346.45 НК РФ).

1.3. Условия начала применения патентной системы

Сократился срок подачи в инспекцию заявления на выдачу патента. Он составляет 10 дней до даты начала применения спецрежима против месяца при УСН на основе патента. Кроме того, в отличие от ныне действующего порядка, с 1 января 2013 г. предпринимателю не нужно будет одновременно с заявлением на получение патента подавать заявление о постановке на учет, если он собирается осуществлять деятельность в субъекте РФ, где не зарегистрирован как налогоплательщик (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

Впервые приведен закрытый перечень оснований для отказа инспекции в выдаче патента (п. 4 ст. 346.45 НК РФ). Это:

а) несоответствие установленному перечню видов деятельности;

б) указание срока действия патента, не соответствующего возможным пределам его выдачи, установленным в п. 5 ст. 346.45 НК РФ;

в) переход на патентную систему ранее начала следующего календарного года, в котором было утрачено право на применение этого спецрежима или в котором была прекращена соответствующаяпредпринимательская деятельность;

г) недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.

1.4. Налоговая ставка и порядок уплаты налога

Налоговая ставка составляет шесть процентов от потенциально возможного годового дохода (ст. 346.50 НК РФ). Таким образом, платеж при применении патентной системы рассчитывается, по существу, в том же порядке, что сейчас стоимость патента.

А вот порядок уплаты налога на патентной системе значительно отличается от действующего порядка оплаты стоимости патента. Теперь он зависит от периода, на который выдан патент. Если этот срок не превышает шести месяцев, налог полностью уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если же патент выдан на более длительный срок, то в этот срок уплачивается лишь треть суммы. Оставшуюся часть налогоплательщик перечисляет не позднее 30 календарных дней до момента окончания налогового периода (ст. 346.51 НК РФ). При этом налоговый период заканчивается в последний день действия патента либо на дату досрочного прекращения предпринимательской деятельности, указанную в соответствующем заявлении (ст. 346.49 НК РФ).

Как и сейчас, декларация в рамках применения данного спецрежима не представляется. Налоговый учет предприниматели ведут в книге учета доходов по патентной системе, форму и порядок заполнения которой должен утвердить Минфин России (п. 1 ст. 346.53 НК РФ).

1.5. Уплата страховых взносов

Для большинства плательщиков, применяющих патентную систему, установлены пониженные тарифы страховых взносов, такие же, как при УСН. Однако предприниматели, которые сдают в аренду помещения, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общепита, платят взносы по общеустановленным тарифам. Соответствующие изменения внесены в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом важно заметить, что в главе о патентной системе, в отличие от действующего порядка, не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, которые перейдут на патентную систему в 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применяющими в настоящее время УСН на основе патента.

1.6. Переходные положения

Особо следует остановиться на переходных положениях. Срок действия уже выданных патентов и тех, что могут быть выданы до конца текущего года, заканчивается 31 декабря 2012 г. (п. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). Стоимость таких патентов будет снижена с учетом их фактического срока действия, а излишне уплаченная стоимость подлежит зачету или возврату в порядке ст. 78 НК РФ.

Отметим, что специальный налоговый режим в виде патентной системы вводится законами субъектов РФ, которые должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 г. Предприниматель, который хочет получить патент с 1 января 2013 г., должен подать в инспекцию соответствующее заявление не позднее 20 декабря 2012 г. (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2.1. Переход на уплату ЕНВД добровольный

С 2013 г. ЕНВД не является обязательным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). Налогоплательщики могут добровольно перейти на данный спецрежим при соблюдении установленных ограничений. В связи с этим утративший право на применение ЕНВД налогоплательщик не обязан возвращаться к ЕНВД с начала квартала, следующего за тем, в котором устранены несоответствия (абз. 2 п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ утратит силу).

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в налоговом органе, подав заявление в установленной форме по течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД (п. п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ). В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление о снятии с учета с 2013 г. необходимо будет подавать не только в случае прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, но и при переходе на иной режим налогообложения, а также при нарушении требований, установленных подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

2.2. Уточнены некоторые виды деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД

С 2013 г. ЕНВД применяется при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта, а также при предоставлении для указанных средств во временное владение (в пользование) мест для стоянки (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следует отметить, что и сейчас Минфин России (Письма от 17.08.2011 N 03-11-11/211, от 20.10. 2010 N 03-11-11/273, от 22.06.2010 N 03-11-09/49), основываясь на ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163), указывает на правомерность применения ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техническому обслуживанию мототранспортных средств (мотоциклы, мотоколяски, мотоприцепы, мопеды, скутеры, снегоходы, катера, гидроциклы, квадроциклы и т.п.).

Кроме того, скорректировано само понятие "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств" (ст. 346.27 НК РФ).

Во-первых, с 1 января 2013 г. оно включает платные услуги по проведению техосмотра транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами, - также за ее пределами. Соответственно, при осуществлении таких услуг можно применять ЕНВД. Заметим, что сейчас вопрос о переводе на ЕНВД деятельности по осуществлению техосмотра транспортных средств является спорным. Минфин России считает, что деятельность по оказанию услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при государственном техническом осмотре под ЕНВД не подпадает.

С 2013 г. предприниматели - плательщики ЕНВД вправе не вести бухгалтерский учет (Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-11-11 /249)

Согласно разъяснениям Минфина России с 1 января 2013 г. предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, вправе не вести бухгалтерский учет. Такой вывод финансовое ведомство сделало, исходя из следующего.

С указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 6 названного Закона обязанность ведениябухгалтерского учета возложена как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. При этом в ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ перечислены условия для освобождения от данной обязанности. В частности, индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский учет, если они учитывают доходы, доходы и расходы или иные объекты налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 346.29 НК РФ базой для исчисления ЕНВД является величина вмененного дохода, которая, в свою очередь, рассчитывается как произведение базовой доходности и значения соответствующего физического показателя. Подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика вести учет объекта налогообложения, если это предусмотрено законодательством. Из положений следует, что плательщики ЕНВД ведут учет физических показателей, в том числе их изменений в течение налогового периода.

Таким образом, по мнению Минфина России, индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, подпадают под действие п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет.

Напомним, что с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД является добровольным (подп. "а" п. 22 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"). Подробнее см. выпуск обзора от 04.07.2012.

Правомерно ли применять патентную систему налогообложения в отношении розничной торговли в торговых центрах, комплексах и помещениях, расположенных в административных, промышленных или учебных зданиях? (Письмо Минфина России от 14.08.2012 N 03-11-09/64)

С 1 января 2013 г. предприниматели смогут применять патентную систему налогообложения (далее - ПСН). Подробнее о ней см. в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 04.07.2012. В частности, ПСН может применяться в отношении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, в которых есть торговые залы. Площадь зала должна составлять не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Помимо этого, она применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Понятия стационарной торговой сети, имеющей торговые залы и не имеющей таковых, предусмотрены в п. 3 ст. 346.43 НК РФ.

Так, под первое понятие подпадает торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения для обслуживания покупателей. Такими торговыми объектами являются магазины и павильоны (подп. 2 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Под вторым понятием следует понимать торговую сеть, расположенную в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи и проведения торгов. Это розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы (подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что в целях ПСН перечень объектов стационарной торговой сети носит закрытый характер. Ими являются магазины и павильоны (объекты, имеющие торговые залы), рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы (объекты без торговых залов). В связи с этим розничная торговля через объекты, не включенные в данный перечень, должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения. Так, по мнению финансового ведомства, не подпадает под ПСН и должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения розничная торговля в торговых центрах, торговых комплексах, нежилых помещениях, арендуемых в административных, промышленных и учебных зданиях. Необходимо обратить внимание, что это разъяснение Минфина России направлено нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 29.08.2012 N ЕД-4-3/14242@.

Однако точка зрения финансового ведомства представляется спорной в части применения ПСН в отношении розничной торговли в торговых центрах и торговых комплексах.

Напомним, что понятия стационарных торговых сетей, не имеющих торговых залов и имеющих таковые, содержатся также в ст. 346.27 НК РФ и применяются в целях ЕНВД. При этом первое понятие отличается от понятия, установленного в целях ПСН, только перечнем категорий торговых объектов. В целях ЕНВД данный перечень открыт. Кроме того, в нем наряду с крытыми рынками, ярмарками, киосками и торговыми автоматами названы и торговые комплексы. А вот определение понятия "стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы" в ст. 346.27 НК РФ полностью идентично определению, которое содержится в подп. 2 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. В нем также указано, что к данной категории торговых объектов относятся только магазины и павильоны. При этом в целях ЕНВД в судебной практике сложился подход, согласно которому при отнесении объекта к магазину или павильону, то есть к объекту, имеющему торговый зал, необходимо исходить из его фактических характеристик. В частности, данная правовая позиция выражена в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 30.04.2009 N А65-16081/2008 (Определением ВАС РФ от 07.09.2009 N ВАС-10620/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАСДальневосточного округа от 18.04.2008 N А16-1162/07-6. Представляется возможным руководствоваться ею и в целях применения ПСН.

Таким образом, при решении вопроса о том, правомерно ли применение ПСН в отношении розничной торговли через торговые центры и торговые комплексы, необходимо исходить из того, соответствует ли торговый объект понятиям магазина, павильона, киоска или палатки, содержащимся в подп. 3, 4, 8, 9 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Так, например, если арендуемый для торговли объект имеет торговые, подсобные, административно-бытовые помещения, помещения для приема, хранения товара и подготовки его к продаже, то в целях ПСН можно считать его магазином. Причем не имеет значения, где именно он расположен - в торговом центре или торговом комплексе. Ведь данные объекты предназначены для осуществления торговли. Кроме того, Минфин России в Письме от 08.08.2012 N 03-11-11/230 указал, что объекты торговой сети для целей ПСН могут находиться на территории торговых комплексов и центров. Из этого можно сделать вывод о возможности применения данного спецрежима при ведении подобной розничной торговли. Но, учитывая, что налоговым инспекциям было разослано комментируемое Письмо, содержащее противоположные выводы, в этом случае возможны споры с налоговыми органами.

Необходимо отметить, что в отношении торговых объектов, которые расположены в нежилых помещениях, арендуемых в административных, промышленных и учебных зданиях, доказать правомерность применения ПСН сложнее. Дело в том, что такие здания изначально не предназначены для ведения в них торговой деятельности. А значит, не выполняется одно из условий отнесения объекта к стационарной торговой сети, как имеющей торговые залы, так и не имеющей их (подп. 2, 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

3. УСН

3.1. Ограничения на применение УСН

Предельный размер доходов для перехода организаций на уплату УСН и лимит доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право на применение данного спецрежима, останутся прежними - 45 и 60 млн руб. соответственно (п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Изменятся только устанавливающие их нормы. Временно действующий в настоящее время п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ применяется по 30 сентября 2012 г. включительно, а п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ - по 31 декабря 2012 г. включительно (п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). После окончания указанных сроков вступят в силу изменения, внесенные в п. 2 ст. 346. 12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). При этом лимит для перехода организаций на УСН ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Заметим, что на 2013 г. данный показатель установлен в размере, равном 1 (п. 4 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Со следующего года налогоплательщики, которые одновременно применяют УСН и патентную систему, при определении доходов для соблюдения максимальной величины, ограничивающей право на применение УСН, должны учитывать доходы по двум спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

А вот остаточная стоимость нематериальных активов в целях определения возможности применения УСН учитываться не будет. В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ с 1 января 2013 г. этот спецрежим вправе применять организации, у которых предельную величину в 100 млн руб. не превышает только остаточная стоимость основных средств.

3.2. Изменены условия начала и прекращения УСН

Заявительный порядок перехода на УСН изменится на уведомительный (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Соответствующее уведомление подается в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату УСН, а не в период с 1 октября по 30 ноября, как в настоящее время (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Отметим, что при переходе на УСН с 2013 г. можно использовать новый срок подачи уведомления (п. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) может сделать это в течение 30-ти календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, а не пяти, как установлено сейчас (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Если налогоплательщиком, применяющим УСН, какое-либо из установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ ограничений нарушено, то уплатить налог и подать декларацию он должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение данного спецрежима (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

При прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщику следует подать уведомление не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). В данном случае не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность, налогоплательщики должны уплатить налог и представить декларацию по УСН (п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", со следующего года вправе уменьшить сумму единого налога на сумму не только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, но и платежей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Расходы в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности работника уменьшают налог в части, оплаченной работодателем (за первые три дня нетрудоспособности (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ)) и не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). При этом ограничение для уменьшения суммы единого налога на указанные страховые платежи и пособия осталось прежним - не более 50 процентов (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Минфин России разъяснил, в какие сроки необходимо уведомить инспекцию о переходе с 1 января 2013 г. на УСН и снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (Письмо Минфина России от 11.10.2012 N 03-11-06/3/70)

Налогоплательщики, желающие перейти на УСН, должны уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения или жительства. Согласно новой редакции п. 1 ст. 346.13 НК РФ соответствующее уведомление теперь необходимо представить не позднее 31 декабря года, предшествующего календарному году, с которого планируется применять УСН. Данное правило вступило в силу 1 октября 2012 г. (подп. "а" п. 11 ст. 2, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.06.201! 2 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ)). Напомним, что согласно прежней редакции п. 1 ст. 346.13 НК РФ заявление о переходе на УСН представлялось в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествовавшего календарному году, с которого планировалось применять спецрежим.

Кроме того, Закон N 94-ФЗ вводит добровольный порядок применения ЕНВД. Соответствующие изменения вступят в силу 1 января 2013 г. (подп. "а" п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). По общему правилу плательщики ЕНВД, которые планируют с 1 января года перейти на УСН, должны представить в инспекцию заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней со дня перехода на другой спецрежим (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Подробнее об изменениях, внесенных в Налоговый кодекс РФ Законом N 94-ФЗ, см. в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 04.07.2012.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, в какие сроки должны представить соответствующие уведомление и заявление плательщики ЕНВД, желающие с 1 января 2013 г. применять УСН.

Последний день срока подачи уведомления о переходе на УСН - 9 января 2013 г. Это связано с тем, что 31 декабря 2012 г. - выходной день. А по правилам п. 7 ст. 6.1 НК РФ, если последний день срока приходится на выходной, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таковым в этом случае является 9 января 2013 г.

Относительно снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД финансовое ведомство отмечает следующее. Датой перехода с ЕНВД на УСН в рассматриваемом случае будет считаться 1 января 2013 г. Таким образом, с учетом праздничных дней заявление необходимо подать до 15 января 2013 г. Минфин России не уточнил, включается ли 15 января в этот срок. Представляется, что правильнее было бы использовать словосочетание "не позднее 15 января", поскольку именно 15 января 2013 г. является пятым рабочим днем 2013 г. На то, что плательщиком ЕНВД заявление подается в течение первых пяти рабочих дней 2013 г., Минфин России указывал в Письме от 30.08.2012 N 03-11-06/3/65.

Срок принятия инспекцией решения об уточнении платежа Налоговым кодексом РФ не установлен (Письмо Минфина России от 16.07.2012 N 03-02-07/1-176)

Организация вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении показателей в платежном поручении на перечисление налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). С такой просьбой можно обратиться, если в поручении правильно указан счет Федерального казначейства, но есть ошибки в прочих показателях, например в КБК. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих перечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и производит перерасчет пеней, начисленных со дня уплаты налога до даты принятия решения (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). В течение пяти дней после принятия данного решения налоговый орган должен уведомить о нем налогоплательщика.

Минфин России отметил, что в п. 7 ст. 45 НК РФ не установлен срок для принятия инспекцией решения об уточнении платежа. Обратим внимание, что ранее в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324 финансовое ведомство указывало следующее: поскольку специальный срок для принятия такого решения не определен, необходимо исходить из срока, установленного для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога (п. п. 4, 8 ст. 78 НК РФ). Таким образом, решение об уточнении платежа принимается в течение десяти рабочих дней с момента получения от налогоплательщика заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если данная сверка проводилась.

В рассматриваемом Письме Минфин России напомнил, что если, по мнению налогоплательщика, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, то указанные документы, а также действия или бездействие могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 19 НК РФ.