Как учесть долги при исключении контрагента из ЕГРЮЛ - Минфин

05.09.2023 09:24
Бухгалтерские, налоговые, трудовые новости

Контрагент организации был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения налоговых органов, но не был признан недействительной компанией. В таком случае, возникает вопрос о дальнейшей обработке дебиторской и кредиторской задолженности контрагента. Минфин дал ответ на этот вопрос в письме от 12.07.23 № 03-03-06/2/65088.

По словам чиновников, налоговые органы имеют право исключить компанию из ЕГРЮЛ по своей инициативе. Это происходит, например, если компания не представляет отчетность и не совершает операций на своих банковских счетах в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). Исключение недействующей компании из реестра имеет те же правовые последствия, что и ликвидация юридического лица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Что касается действующих компаний, налоговые органы могут  принудительно исключить их из реестра в следующих случаях:

1. У компании и ее учредителей (участников) нет средств для проведения самостоятельной ликвидации.
2. В ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится информация, относящаяся к недостоверным данным (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

При принудительном исключении работающей компании из ЕГРЮЛ могут остаться задолженности перед кредиторами, а также дебиторская задолженность. Возникает вопрос о возможности списания долга контрагента и необходимости учета этой суммы в доходах.

Минфин делает следующие рассуждения. В состав внереализационных расходов при расчете налога на прибыль можно включить дебиторскую задолженность, которая признается безнадежной. Список таких случаев приведен в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Долги, по которым обязательство прекращено вследствие ликвидации организации-должника, считаются безнадежными. Авторы письма из Минфина полагают, что если на исключенную из ЕГРЮЛ организацию, в соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, применяются правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и другими законами для ликвидированных юрлиц, ее дебиторскую задолженность можно считать безнадежной на основании ликвидации организации.

Важно отметить, что чиновники не пояснили, о каком именно случае идет речь. Ранее в Минфине заявляли, что задолженность организации, исключенной из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, не может быть признана безнадежной на основании ликвидации организации-должника. Причина в том, что Гражданский кодекс РФ и Закон № 129-ФЗ не относят такую организацию к недействующей, а значит, пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ в этом случае не применяется (письмо Минфина от 12.10.22 № 03-03-06/1/98594).

Тем не менее, в Минфине отмечают, что нет никаких запретов на применение других оснований, указанных в пункте 2 статьи 266 НК РФ, для признания долга контрагента безнадежным, даже если он был исключен из реестра по инициативе налоговых органов. Например, истечение срока исковой давности может послужить таким основанием.

В отношении кредиторской задолженности такой компании чиновники заявляют следующее:

Внереализационными доходами признаются доходы в виде списанных сумм кредиторской задолженности (обязательств перед кредиторами) в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (п. 18 ст. 250 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не устанавливает конкретные основания для списания такой задолженности. Следовательно, долг перед принудительно исключенной из ЕГРЮЛ работающей компанией должен быть включен во внереализационные доходы.